Выбор названия для бизнеса — возможные риски

Выбирая название для бизнеса (продукта) необходимо учитывать, что законом устанавливается правовая охрана средств индивидуализации. К таким средствам относятся:

1. Фирменное наименование – это собственно название юридического лица, которое содержится в ЕГРЮЛ, поэтому имеется исключительно у организаций, индивидуальные предприниматели его иметь не могут. (ст. 1473 ГК РФ).

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее данные правила обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки (ст. 1474 ГК РФ).

2. Коммерческое обозначение — название, которое и организации и индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. Данные названия не включаются в учредительные документы и ЕГРЮЛ (ЕГРИП), т.е. они нигде не регистрируются. По сути это фактические названия бизнеса, которые размещается на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее данные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

3. Товарный знак (знак обслуживания), он же в просторечии «бренд». Товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ст. 1477 ГК РФ). В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Те же правила применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых ими услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).

Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом. На товарный знак выдается свидетельство. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования и распоряжения товарным знаком (п. 1 ст. 1484 ГК РФ).Это право может осуществляться различными способами. Например, путем размещения на товарах, в рекламе, в доменном имени и др. (п. 2 ст. 1484 ГК РФ). При этом использование товарного знака или сходных с ним обозначений в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров без разрешения правообладателя запрещено (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

За незаконное использование средств индивидуализации установлена гражданско правовая ответственность в виде взыскания убытков или выплаты компенсации, в частности в размерах, установленных ст. 1515 ГК РФ, например от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

За незаконное использование именно товарного знака, также предусмотрена административная (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).

Таким образом, перед выбором названия своего дела или продукта советуем: первое — проверить обозначение по реестру товарных знаков, затем изучить рынок в интересующей местности на предмет использования коммерческих обозначений по таким же видам деятельности, после этого проверить слова по ЕГРЮЛ. Только потом принимать решение, т.к. такого рода споры очень распространены и судебная практика по ним, как правило, на стороне правообладателя.

Больше информации по правовым вопросам ведения предпринимательской деятельности и образцы большинства необходимых документов содержится в нашем пособии для бизнеса “BASE 1.0”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Памятка авторам произведенийПамятка авторам произведений

ст. 1255 ГК РФ Автору произведения науки, литературы и искусства принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность

Директор – единственный учредительДиректор – единственный учредитель

Ситуация директор – единственный учредитель. Очень часто в организациях функции руководителя (единоличного исполнительного органа) осуществляет единственный участник (учредитель) общества – физическое лицо. Вопрос № 1. Трудовой договор с директором единственным

Прием на работу. Порядок, документы при приеме на работу.Прием на работу. Порядок, документы при приеме на работу.

Прием на работу – процедура, предполагающая достижение работником и работодателем соглашения о возникновении между ними трудовых отношений, которое оформляется путем совершения юридически значимых действий, издания необходимых документов и подписанием трудового