Кто отвечает за сохранность личных вещей, оставленных в камере хранения магазина?

В большинстве супермаркетов, да и небольших магазинах самообслуживания есть ячейки для хранения сумок покупателей.

Возникает три главных вопроса:

1. Обязан ли покупатель сдавать туда свои вещи?

2. Кто обеспечит их сохранность и ответит в случае утраты?

3. Законно ли объявление об освобождении от ответственности администрации магазина за сохранность личных вещей, оставленных потребителями в камерах хранения?

Разберемся в ситуации.

Покупатель не обязан сдавать свои вещи в камеры хранения магазинов (иных мест досуга). Требование оставить вещи в камере хранения, нарушает принцип свободы заключения договора, который установлен статьей 421 ГК РФ.

Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).

Это может быть только добровольным решением самого посетителя, например, если ему это попросту удобно.

При помещении вещи в ячейку между покупателем и магазином заключается самый настоящий договор хранения, а, следовательно, хранитель (магазин) обязан обеспечить сохранность вещей, оставленных потребителем в камере хранения, даже при условии безвозмездности договора (ст. ст. 886, 891 ГК РФ).

Не стоит думать, что покупатель не подписывает никаких документов при помещении своих вещей в камеру хранения и, поэтому у магазина не возникает ответственности за их сохранность. В такой ситуации договор можно считать договор заключенным с соблюдением простой письменной формы, т.к. как обычно потребитель получает номерной жетон с ключом от камеры (ячейки) хранения, что соответствует требованиям ст. 887 ГК РФ о форме договора хранения.

Зачастую на камерах хранения установленных перед торговыми залами имеются надписи о том, что магазин ответственности за сохранность оставленных вещей не несет. Это абсолютно неправомерно и противоречит вышеупомянутым нормам гражданского законодательства о договоре хранения. Торговая организация обязана выполнить свои обязанности по заключаемым с каждым оставившим свои вещи в ячейке покупателем, независимо от наличия объявления об освобождении от ответственности администрации магазина за сохранность личных вещей.

Такое объявление не соответствует закону и противоречит сути договора хранения, в то время как договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).

При безвозмездном хранении (как раз рассматриваемый случай) убытки, причиненные владельцу вещей, утратой возмещаются в размере стоимости утраченных или недостающих вещей, а за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Подведем итог:

каждый сам решает оставлять свои вещи в камере хранения магазина (или иной организации) или нет.

если вещи помещены в ячейку, ответственность за их сохранность несет магазин.

объявление об освобождении от ответственности администрации магазина за сохранность личных вещей, оставленных потребителями в камерах хранения, неправомерно и не снимает обязанности магазина обеспечить их сохранность.

Related Post

Как вернуть качественный товар, если он Вам просто не подошел?Как вернуть качественный товар, если он Вам просто не подошел?

Каждый из нас периодически стакивается с ситуацией, когда купленная вещь по тем или иным причинам Вам не подходит. Давайте разберемся, какие права в этом случае нам дает законодательство и как

Что делать, если приобретен товар с истекшим сроком годности?Что делать, если приобретен товар с истекшим сроком годности?

Срок годности – это установленный изготовителем период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В обязательном порядке он устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары

На что обратить внимание при приобретении туристкой путевки?На что обратить внимание при приобретении туристкой путевки?

Настало время отпусков и каждый из нас мечтает отдохнуть как можно лучше и за разумные деньги. Однако качество оказываемых туристских услуг не всегда отвечает заявленному, при приобретении туристского продукта (путевки)