Право на обращение в государственные органы

Каждый из нас где бы он не находился ежедневно сталкивается с множеством проблем, нарушений и недостатков в сфере благоустройства, организации дорожного движения, работы коммунальных служб и многих других областях общественной жизни.

К сожалению, множество людей остается к таким проблемам равнодушными, и проходят мимо, словно их это не касается. Некоторые просто не замечают ничего, кроме дороги от своего дома до работы и не хотят не во что ввязываться, ошибочно полагая, что повлиять на что-то они не в их силах.

Однако, в действительности чтобы улучшить что-то вокруг нас, для начала необходимо обратить внимание на существующую проблему. Как правило, большинство вопросов, о которых упомянуто выше решается уполномоченными государственными, муниципальными органами и их подведомственными учреждениями.

Право обратиться в компетентные инстанции закреплено за нами Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

При этом следует помнить, что обращение гражданина (в контексте Закона № 59-ФЗ) – это предложение, заявление или жалоба.

Обращение может содержать:

– рекомендации гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

– просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц;

– просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Ст. 5 Закона № 59-ФЗ за нами закреплены следующие права при рассмотрении наших обращений:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Особо следует отметить гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6 Закона № 59-ФЗ).

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Для соблюдения требований к письменному обращению гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Естественно в современном мире развитых технологий гражданин вправе направить обращение в электронном виде, при этом в нем он должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Также он вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. В настоящее время сделать это можно легко и быстро направив письмо на официальную электронную почту соответствующего государственного органа, либо воспользовавшись специальной формой на его официальном сайте.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

Иными словами ответа государственного органа о том, что Вы написали «не туда» просто не может быть. Орган обязан уведомить о том, куда он направил обращение, и в конечном итоге Вы все равно получите ответ непосредственно по существу вопроса.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В ходе подготовки обращения обратите внимание на следующее:

1. Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, государственный орган вправе оставить обращение без ответа и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган

5. Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину.

6. Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

7. В случае поступления в государственный орган обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данного государственного органа, гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта, на котором размещен ответ на вопрос.

8. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в результате направления разумных, объективных и обоснованных индивидуальных и коллективных обращений граждан зачастую решается значительное количеством острых проблем и вопросов. Деятельность государственных и муниципальных органов в области рассмотрения обращений граждан стоит на особом контроле Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций, а также постоянный надзор в этой сфере осуществляется органами прокуратуры России.

1 комментарий для “Право на обращение в государственные органы”

Обсуждение закрыто.

Related Post

Коротко о штрафах за нарушение ПДДКоротко о штрафах за нарушение ПДД

Сроки уплаты штрафа Штраф за правонарушение в области дорожного движения должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную

Ваши права при задержке авиарейсаВаши права при задержке авиарейса

Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета,

На что обратить внимание при приобретении туристкой путевки?На что обратить внимание при приобретении туристкой путевки?

Настало время отпусков и каждый из нас мечтает отдохнуть как можно лучше и за разумные деньги. Однако качество оказываемых туристских услуг не всегда отвечает заявленному, при приобретении туристского продукта (путевки)