Как можно назвать компанию?

Название бизнеса должно быть звучным, красивым, продающим и запоминающимся.  Вы придумали такое обозначение – необходимо проверить используется ли оно другими предпринимателями.   Законом устанавливается правовая охрана средств индивидуализации. Если назвать компанию также как у других, вы нарушите закон и можете быть привлечены к юридической ответственности:

  • гражданско правовая – взыскание убытков или выплаты компенсации, например от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (ст. 1515 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд исходя из характера нарушения.
  • административная ст. 14.10 КоАП РФ – на юридических лиц –  штраф от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
  • уголовная ответственность ст. 180 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей

Гражданский кодекс устанавливает следующие средства индивидуализации:

1. Фирменное наименование 

это собственно название юридического лица, которое содержится в ЕГРЮЛ, поэтому имеется исключительно у организаций (ст. 1473 ГК РФ). Например ООО “Ромашка”. Компания может использовать его любым законным способом – на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Не допускается использование тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования. Это если организации осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование  было включено в ЕГРЮЛ раньше, чем вы решили его использовать.

Нарушитель обязан по своему выбору прекратить использование фирменного наименования или изменить свое фирменное наименование.  Также он обязан возместить правообладателю причиненные убытки (ст. 1474 ГК РФ).

2. Коммерческое обозначение

это название, которое  организации и индивидуальные предприниматели используют для индивидуализации своего бизнеса (ст. 1538 ГК РФ). Коммерческое обозначение нигде не регистрируется и не включается в учредительные документы. По сути это фактические названия бизнеса, которое размещается на вывесках, бланках, в  рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет». Такое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего бизнеса является известным в пределах определенной территории. Например ИП Иванов И.И. имеет ресторан с названием и вывеской  “Морской берег”.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности бизнеса определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или  коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Нарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить причиненные убытки.

3. Товарный знак (знак обслуживания)

это по сути «бренд» – обозначение, служащее для индивидуализации товаров. На него признается и охраняется исключительное право (ст. 1477 ГК РФ).  Товарные знаки могут быть  словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения. Те же правила применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых ими услуг.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом. На него выдается свидетельство.  Правообладателю принадлежит исключительное право использования и распоряжения товарным знаком. Обозначается вот тактим символом ®.  Например, путем размещения на товарах, в рекламе, в доменном имени и др. (п. 2 ст. 1484 ГК РФ). При этом использование товарного знака или сходных с ним обозначений в отношении товаров без разрешения правообладателя запрещено. Такой товар будет являться контрафактным.

Таким образом, перед тем как начать использовать название советуем:

  • проверить обозначение по реестру товарных знаков
  • затем изучить рынок в интересующей местности на предмет использования коммерческих обозначений по таким же видам деятельности
  • после этого проверить слова по ЕГРЮЛ 

Только потом принимать решение, т.к. такого рода споры очень распространены и судебная практика по ним, как правило, на стороне правообладателя.

Информация по вопросам ведения предпринимательской деятельности и образцы  необходимых документов содержатся в наших юридических пособиях для бизнеса.

юридическое пособие Розничная торговля

юридическое пособие “Розничная торговля”

формы кадровых документов

юридическое пособие “Формы кадровых документов”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Организация работы в условиях пандемии коронавируса COVID-19Организация работы в условиях пандемии коронавируса COVID-19

Работа в условиях пандемии – необходимо подготовить и издать единый приказ об организации работы в условия введения ограничительных мер в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией (возможно издание нескольких отдельных приказов).

“Удаленка” как новая реальность“Удаленка” как новая реальность

Пандемия коронавируса стимулировала небывалый рост числа работников перешедших на “удаленку”. Юрий Донников, директор юридического департамента HeadHunter, заявил: лишь 13% соискателей теперь хотят всегда работать из офиса. Большая часть сотрудников хочет

Как снизить компенсацию за нарушение прав на товарный знакКак снизить компенсацию за нарушение прав на товарный знак

Что делать индивидуальному предпринимателю после получения претензии по товарному знаку Товарный знак – это  обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На него признается исключительное право, удостоверяемое